Новости

назад к новостям

На снегоходе — на рыбалку… и не только!

Довольно часто, упоминая в разговоре с очередным собеседником своё увлечение зимней рыбалкой, сталкиваюсь с искренним непониманием. Зимняя рыбалка? Ужас, это ведь так холодно и некомфортно, что за удовольствие?! Удовольствие традиционное, как и на любой другой рыбалке. А вот «пингвинами» зимних рыболовов называют неспроста: просидеть на льду целый день при минусовой температуре — да ещё, если особенно не повезёт, в пургу — действительно не так просто. Но разве могут помешать любимому занятию метеорологические неудобства?

 

Не зря ведь народная мудрость гласит: «У природы нет плохой погоды», а особо мудрые продолжают: «Есть неподходящая одежда». Тёплый и комфортный гардероб легко решает проблему холода, а палатка надёжно защищает от ветра и снега — сиди на любимом стуле, пей горячий чай из термоса и наслаждайся рыбалкой, не отвлекаясь на погодные неурядицы снаружи.

На самом же деле есть ещё немаловажный нюанс — дорога к месту ловли. Один мой знакомый рыболов считает, что рыбалка — не рыбалка, если перед этим не пройти десяток километров пешком по пересечённой местности, взвалив на плечи ледобур, палатку, запас провизии и снасти. Да и классик рыболовной философии Исаак Уолтон, чьи слова вынесены в эпиграф статьи, явно поддерживает такой подход. Однако далеко не все разделяют подобный здоровый энтузиазм, предпочитая переложить транспортные проблемы на технику, тем самым сэкономив собственные силы на саму рыбалку.

Летом на выручку любителям порыбачить в труднодоступных уголках страны приходят внедорожники и квадроциклы. Они легко справляются с особенностями рельефа, лужами и топкой грязью, доставляя рыбака и его груз прямо к месту ловли. Но вот перед особенностями зимних дорог, а, точнее, их отсутствием, увы, и они пасуют. Даже самый подготовленный джип очень быстро застрянет в сугробе, просто провалившись в глубокий рыхлый снег.

Вспоминаю одну из своих самых первых зимних рыбалок. Зима стояла снежная, с морозами под –15 °С, дорога к озеру шла через нехоженое бескрайнее поле со снежным покровом по колено и даже глубже. Машину пришлось оставить на обочине ближайшей дороги, а дальше двигаться своим ходом. Тому, кто шёл первым, позавидовать было сложно. Даже мне, замыкающему нашу маленькую колонну и идущему за товарищами след в след, приходилось очень нелегко. Уже через 5 минут я, несмотря на мороз, стянул с себя шапку и расстегнул куртку. Ещё через 10 минут мне хотелось бросить подальше в снег ледобур и ведро с живцом. А через 15 минут я был готов упасть в сугроб лично. Только чудо уберегло меня от того, чтобы, сделав поспешные выводы, торжественно отказаться от зимней рыбалки навсегда. Здоровый образ жизни, конечно, это хорошо, но не настолько. А ведь зимой, чтобы добраться до льда, приходится преодолевать подобные снежные преграды регулярно. Впоследствии я решил эту проблему более грамотным выбором одежды и строгим отбором содержимого рюкзака. Конечно, пришлось искать компромиссы. Лишь теперь я понимаю, насколько всё может быть проще…

Недавно я получил приглашение принять участие в тест-драйве снегоходов от производителей «Polaris» и «Русская механика». Признаюсь, раньше мне не доводилось управлять подобными транспортными средствами. Даже с их колёсным «родственником» мотоциклом отношения у меня как-то не сложились в своё время. Поэтому предложение я хоть и принял — очень уж было любопытно, чем может оказаться полезным снегоход рыбаку, — но с большой долей скепсиса: справлюсь ли с управлением такого необычного транспортного средства?

И вот в назначенный день, с утра пораньше, команда добровольцев на четырёх автомобилях выдвинулась в сторону полигона, где нам предстояло проверить внедорожные качества предложенных снегоходов. Погода, надо отметить, располагала к подобным испытаниям как нельзя лучше: мороз и почти штормовой ветер, загородные дороги в высоких снежных перемётах. Даже будучи за рулём полноприводного автомобиля, не мог не отметить сложность дорожной обстановки. Подумалось, что в этих условиях обычная машина — не самое надёжное и безопасное средство передвижения. Такие мысли лишь подогрели интерес к предстоящему тестированию.

На базе нас уже ждали технические консультанты, которые подготовили снегоходы, выдали шлемы, провели инструктаж по технике безопасности и объяснили, как управлять снежными машинами.

На словах получалось довольно просто. Внешне руль и приборная панель очень напоминают мотоциклетное управление. Слева на руле находится рукоять тормоза, справа — газа. Двигатель заводится ручным стартером или от аккумулятора, глушится рычажком. Задний ход электронный, включается кнопкой. По большому счёту, это оказалось всё, что достаточно знать для управления снегоходом.

Изначально мне достался ярко-жёлтый Tiksy 250 от «Русской механики». Что сразу понравилось — удобная посадка на широком умеренно жёстком сиденье. Руки до руля достают легко, спина не напрягается, ноги располагаются на нескользящих упорах. Завожусь ручным стартером, мало отличающимся от шнура лодочного бензинового мотора. Двухтактный одноцилиндровый двигатель тут же отзывается бодрым тарахтением. Аккуратно поджимаю рычаг газа и, с незначительным запозданием, снегоход плавно трогается с места. Проезжаю десяток метров вперёд, включаю реверс и возвращаюсь в исходную позицию задним ходом. Не думал, что всё окажется так легко. Ездить по прямой ровной дороге становится скучно, съезжаю с неё на обочину и — вперёд в поля!

Лихачить на Tiksy 250 особо не получается. 22 лошадиных сил хватает на транспортировку 150 кг груза в прицепе, но максимально возможная скорость даже без багажа не превышает 60 км\ч. Которой, впрочем, лично мне с лихвой хватает для получения хорошей порции адреналина. Каждая кочка и ямка вынуждает меня сбрасывать газ и даже притормаживать — страшно потерять управление и перевернуться. Однако довольно скоро понимаю, что опасения напрасны. Снегоход отлично сбалансирован и устойчив, а передние амортизаторы и задняя монорычажная подвеска безупречно сглаживают незначительные неровности рельефа. Воодушевившись, пытаюсь двигаться смелее по более сложным траекториям, при этом отмечаю, что выполнить крутой поворот не такая уж и простая задача — для максимального выворачивания руля приходится прилагать силу и даже вставать на ноги для перераспределения веса.

Останавливаюсь для небольшой фотосессии. Подсознательно воспринимая заснеженное поле как твёрдую дорогу, по которой так легко перемещается снегоход, не задумываясь, спрыгиваю в снег и… оказываюсь в нём по колено. Тогда как две лыжи и гусеница уверенно держали два с половиной центнера машины с водителем даже на рыхлом снегу, как на асфальте. Такое выгодное распределение площади давления должно быть особо интересно для любителей рыбачить со льда, задумывающихся о своей безопасности.

Рядом тормозит внушительный Polaris 600 IQ Widetrak. Инструктор интересуется, всё ли у меня в порядке и предлагает поменяться снегоходами для сравнения. Рядом с его «американцем» мой Tiksy выглядит довольно скромно. Искушение испытать 125 лошадиных сил на снежном поле очень велико, не каждый городской автомобиль может похвастаться такой мощностью. Меня просят быть аккуратнее и не выжимать газ до конца. Управление ничем не отличается, не теряя времени, я срываюсь с места на новом снегоходе.

Первое впечатление… нет, даже не скорость и маневренность, а особый комфорт посадки и управления. Электроподогрев сиденья и накладок руля ощущается даже через зимние штаны и перчатки. Рукоять тормоза выжимается легко за счёт гидропривода. Конструкция руля позволяет поворачивать его без особого усилия, избавляя от необходимости вставать на ноги в поворотах. Широкое ветровое стекло надёжно защищает руки и лицо от обжигающего ветра. Двухцилиндровый двигатель объёмом 0,6 л чётко реагирует на рукоять газа. Увлёкшись скоростью, разгоняю снегоход больше, чем следовало бы и неожиданно подлетаю на кочке. Несколько секунд буквально парю в воздухе, после чего мягко возвращаюсь в снег. Впечатляет! Не могу отказать себе в удовольствии и, заложив крутой вираж, возвращаюсь к той кочке повторить трюк ещё раз.

Ходовые качества оценены по достоинству. Настало время изучения практического потенциала снегоходов на рыбалке. Основная задача — доставить груз из точки А в точку В. Штатные багажные отделения рассчитаны на груз небольшого объёма. Рыболовный ящик со снастями, провиант и кое-какие мелочи разместить там не составит труда. Сложнее обстоит дело с габаритными предметами, такими как палатка, ледобур, складные стул и стол. Для этого в конструкции снегоходов предусмотрены сцепные устройства, которые позволяют использовать сани или волокуши. Туда влезет весь рыболовный скарб не только свой, но и напарника, грузоподъёмность прицепа достигает 150 кг! С таким запасом можно смело отправляться на многодневную рыбалку или даже в небольшую экспедицию, взяв с собой всё необходимое и запас топлива.

Кстати о топливе, двигатели работают на бензине марки АИ-92. Для моделей Tiksy 250 и Polaris 600 IQ Widetrak расход начинается от 15 л на 100 км и, как и для автомобилей, существенно зависит от стиля езды, загруженности и дорожных условий. Объёма бака достаточно для преодоления не одной сотни километров без дозаправки.

При всех прочих достоинствах этого средства передвижения необходимо отметить, что, хоть снегоход и может передвигаться по твёрдой поверхности вроде асфальтированной сухой дороги или грунта, основная его стихия — снег. Иначе износ лыж и гусеницы окажется слишком быстрым, что приведёт к досрочной их замене. Поэтому, покупая снегоход, необходимо заранее подумать о его транспортировке к месту использования. Наличие прицепа у автомобиля позволит решить эту проблему. Впрочем, есть и небольшие одноместные модели снегоходов вроде «Рыбинки», которые в разобранном состоянии можно транспортировать даже в багажнике легкового автомобиля. Характеристики их скромнее, но для одиночного выезда без компании и они подходят отлично.

Пожалуй, единственный существенный недостаток, который был мною обнаружен, заключался в том, что расстояние, которое пешком пришлось бы преодолевать не меньше часа, снегоход осилит за десяток минут. Если маршрут не предусматривает длительного переезда, то поездка может закончиться ещё до того, как она надоест. И тогда оптимальный прямолинейный маршрут может незапланировано начать петлять. Очень уж легко увлечься этим ощущением полёта над снежной поверхностью и забыть об истинной цели визита на озеро.

 

Евгений СМОЛЯРКО